В 1921 году в возрасте 30 лет Булгаков переехал в Москву, где занялся литературной деятельностью. Он был человеком интеллигентным, мужественным и целеустремленным.
Таким его увидела и Елена Сергеевна Шиловская, супруга генерала Шиловского.
Булгаков был уже женат. Его вторая жена, Белозерская Любовь Евгеньевна, с которой он стал жить с 1924 года; не только заботилась о супруге, но и помогала ему в работе.
Однако, как вспоминал намного позже писатель, «любил я лишь единственную женщину, Елену Нюренберг». Их встреча состоялась на квартире художников Моисеенко, и спустя сорок лет Елена вспоминала: «...Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва... мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Потом были долгие дни сомнений. Елена не могла уйти от мужа и двоих любимых сыновей. Она страдала, мучилась и, в конце концов, решила не встречаться с писателем. Разлука продолжалась долгих двадцать месяцев. За это время она ни разу не вышла на улицу одна, не брала писем, которые передавал ей через знакомых Булгаков, не желала разговаривать с ним по телефону. «Очевидно, все-таки это была судьба, — вспоминала намного позднее Елена Нюренберг, — потому что когда я первый раз вышла на улицу, то встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что».
В феврале 1931 года о любовном романе супруги узнал Шиловский. Между оскорбленным мужем и влюбленным писателем состоялось бурное объяснение. Угрожая пистолетом, генерал требовал от Булгакова оставить его жену, а Елене заявил, что в случае развода сыновей ей не отдаст. Она была вынуждена вернуться к мужу и забыть возлюбленного. Однако спустя полтора года, она снова встретила Булгакова. В тот же день они решили окончательно связать свои судьбы и пожениться. Тогда Елена объясняла родителям: «Полтора года разлуки мне доказали ясно, что только с ним жизнь моя получит смысл».
Спустя несколько дней Булгаков писал Шиловскому: «Дорогой Евгений Александрович, я виделся с Еленой Сергеевной по ее вызову, и мы объяснились с нею. Мы любим друг друга так же, как любили раньше. И мы хотим пожениться». На этот раз Евгений Шиловский препятствовать влюбленным не стал. Через месяц он подписал бумаги о расторжении брака с супругой и пожелал остаться с ней добрыми друзьями.
Благородный и интеллигентный, он и после развода желал оправдать «любимую Люсю» и писал своим родителям: «Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга... Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, она поступила правильно, что не пожертвовала им... Я бесконечно благодарен ей за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время...» 3 октября брак Елены с Евгением был расторгнут. В тот же день состоялся развод и Булгакова с Белозерской.
А 4 октября 1932 года был зарегистрирован союз влюбленных — Мастера и Маргариты. «Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее», — пыталась объяснить свои чувства Елена.
[свернуть]