705 В Дамаске умер халиф всех правоверных (с 685 года) Абд аль-Малик из династии Омейядов, правление которого стало эпохой великих реформ. Он восстановил государственное единство халифата. Началась чеканка монеты с арабской легендой, арабский язык стал государственным, сменив греческий и среднеперсидский. В Иерусалиме на месте уничтоженного храма Соломона появилась известная мечеть Куббат-ас-Сахра («Купол Скалы»), серьезным изменениям подверглась армейская и налоговая системы. Преемником Абд аль-Малика стал его сын аль-Валид I, при котором могущество Омейядов достигло вершины: вдобавок к прежним немалым владениям (Аравийский полуостров, Месопотамия, Персия, Палестина, Сирия, Египет) были захвачены Пиренейский полуостров, Марокко, огромные территории в Средней Азии, ряд индийских княжеств и Грузия.
1084 В Венеции освящен Собор Святого Марка. Первая церковь, посвященная евангелисту, была освящена в 832 году — в ней хранились останки святого, похищенные двумя венецианскими мореплавателями из александрийского монастыря в Египте. Позже она была разрушена. Новая базилика Сан-Марко была заложена в 1063 году, но поскольку были опасения, что александрийцы потребуют назад тело святого, после окончания строительства было объявлено о чуде появления тела Св. Марка в храме.
1795 Был выписан ордер на арест доктора Жозефа Гильотена — врача, профессора анатомии в Сорбонне, в 1789—1791 годах депутата Учредительного собрания, которого ошибочно считают изобретателем машины для отрубания голов. Ордер этот — видимо, в силу наступившего общего спада революционного террора — странным образом не повлек за собой ареста. Пережив четверть века политических катаклизмов, Гильотен тихо умер своей смертью в 1814 году от фурункула на левом предплечье. Ему было 76 лет. Что же касается гильотины, то осенью 1789 года Гильотен, руководствуясь идеями гуманизма и равенства, предложил в Собрании исполнять смертные приговоры с помощью «простого инструмента», придуманного хирургом Антуаном Луи. В марте 1792-го Гильотину одобрили депутаты и сам Людовик XVI.
1906 Лев Толстой отказался от Нобелевской премии. Узнав о том, что Российская академия наук выдвинула его кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год, Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. В нем Толстой просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно разве что итальянским литературоведам
1912 Князь Л.С.Голицын подарил Николаю II часть своего крымского имения Новый Свет близ Судака. Князь Лев Сергеевич Голицын, основоположник российского производства шампанских вин, подарил Николаю II часть своего крымского имения Новый Свет близ Судака с виноградниками и заводом (ныне завод «Новый Свет»). Шаг был продиктован ухудшением здоровья старого князя, финансовыми трудностями и стремлением сохранить уникальное производство. В особом подвале Голицын собрал лучшую в мире винную коллекцию из более чем 50 000 бутылок. В 1920-х годах она была передана в Массандру и несколько пополнена, а в 1990-м — частично продана на аукционе Сотбис за 1,4 миллиона долларов — как лот, поименованный «Вина из коллекции императора Николая». Что до названия «Новый Свет», то существует следующая версия: Николай II как-то после обильной дегустации голицынской продукции изрек: «Теперь я вижу все в новом свете».
1945 Житель штата Массачусетс Перси Спенсер запатентовал микроволновую печь. Идея ее создания пришла ему в голову после того, как он, постояв у магнетрона (электронная лампа, генерирующая микроволновое электромагнитное излучение), обнаружил, что лежавший в его кармане шоколадный батончик растаял. Первые СВЧ-печки, предназначавшиеся для армейских столовых и больших ресторанов, были шкафами высотой 175 см и весом 340 кг. Более компактные домашние печки начали производиться с 1955 года.
1971 В Брюсселе прошла премьера спектакля «Нижинский, клоун Божий» (на музыку Пьера Анри и Петра Чайковского), признанного впоследствии одним из самых знаменитых балетов французского хореографа Мориса Бежара. В основу постановки положен «Дневник Вацлава Нижинского», где он и называет себя Божьим клоуном. Отображая духовную жизнь этой сложной, неординарной личности, Морис Бежар, неуемный авангардист-экспериментатор, создал уникальную систему танцевальной лексики.




Ответить с цитированием