23 октября 1814 г. 197 лет назад ? В Лондоне хирург Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию
Операции, подобные современным операциям пластической хирургии, выполняли еще за 600 лет до нашей эры, когда в Индии Сушата Сам–гита восстанавливал поврежденные носы. В книге А. Бэшем «Чудо, которым была Индия» отмечалось: «Особого внимания заслуживают пластические операции древних индийских врачей – они умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 века, когда хирурги Ост–Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики».
Способ ринопластики, подробно описанный Сушрутой, вошел в историю под названием «индийского» метода. Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.
Далее следы развития пластической хирургии отсутствуют до конца 15 века. В это время сицилианец Антони Бранка использовал ткань с руки для восстановления поврежденных ушей и губ.
Итальянец Гаспар Тальякоцци (1545–1599) считается основателем современной пластической хирургии. В 1597 году он опубликовал трактат о восстановлении поврежденных носов при помощи фрагментов тканей с руки. Однако труд Тальякоцци был осужден его современниками: они считали его операции незаконными и рассматривали их как преступление против природы. Тальякоцци был похоронен на неосвященной земле.
Хирург Джозеф Карпю 23 октября 1814 года в Лондоне впервые в Европе выполнил ринопластику по «индийскому» методу. Она прошла успешно, и когда он снял повязку через три дня после операции, то воскликнул: «Бог мой, да это же нос!»
С этого момента пластическая хирургия стала быстро развиваться. Были разработаны методики изменения формы носа, репарации расщепленного нёба и др. В конце 19 века были опубликованы сотни статей, описывающих различные методы пластической хирургии.
Импульсом для быстрого прогресса, приведшего к развитию современной пластической хирургии, стала 1-я мировая война. Когда она началась, лишь немногие хирурги знали, как лечить огнестрельные раны лица. Сложившаяся ситуация привела к возникновению специализированных хирургических центров.
С тех пор пластическая хирургия сделала невероятный прогресс и стала сегодня одним из самостоятельных направлений медицины.
Ссылка:[свернуть]
23 октября 1937 г. 74 года назад ? Начался дрейф в Арктике ледокольно-транспортного судна «Георгий Седов»
Поздней осенью 1937 года ледокол «Георгий Седов» после океанографических работ в море Лаптевых вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин» возвращался по Северному морскому пути в Архангельск.
Путь им преградили многолетние льды, и пароходы оказались зажатыми во льдах западнее Новосибирских островов. Три вмерзшие в лед судна, палатки на льду образовали целый ледовый город.
23 октября 1937 года начался знаменитый дрейф, во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики. С наступлением весны часть людей была вывезена на самолетах.
Летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов пароходы «Садко» и «Малыгин». На «Георгии Седове» во время зимних ледовых сжатий был поврежден руль, и он не мог следовать за «Ермаком» даже на буксире. Было принято решение превратить «Георгий Седов» в плавающую полярную станцию.
15 человек во главе с капитаном К.С.Бадигиным остались на ледоколе и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. За это время был собран уникальный научный материал, проведены ценные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения. Экипаж провел ремонт рулевого устройства и подготовил судно к самостоятельному плаванию.
В условиях арктической зимы к «Георгию Седову», находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, пробился ледокол «И.Сталин» и 13 января 1940 года вывел его изо льдов.
29 января 1940 года судно прибыло в Мурманск. За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а корабль награжден орденом Ленина. До 1967 года «Георгий Седов» был в строю. В 1967 году в строй вступил новый ледокол с тем же названием – «Георгий Седов».
Ссылка:[свернуть]