Дом Хундертвассера (Hundertwasser Haus) в Вене - первый дом, полностью оформленный этим самобытным архитектором. Новая Вена имеет и новый облик: в 1986г по идее и рисункам Хундертвассера появился дом, призванный стать образцом своеобразия и качества жизни в муниципальных постройках.
Дом Хундертвассера стал городской достопримечательностью. По словам самого мэтра "это велико и мало одновременно, упорядоченно и беспорядочно, соединяет черты венского стиля и в то же время далеко от него. Человека здесь встречают вода, деревья, краски, жизнь…"
Построенный по заказу городских властей, дом стал доказательством возможности интеграции этого стиля в нашу действительность. Беспорядочное расположение окон на фасаде дома сразу бросается в глаза. Хундертвассер считал главным в доме окно, по его словам "все говорят, что здания состоят из стен. Я говорю, что здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание". Всего он использовал восемь типов окон. Мастер даже вывел "теорию диктатуры окон и их права на самоопределение", что каждое окно имеет право "на свою личную жизнь". Если в доме все окна одинаковые, то это похоже на "концентрационный лагерь". В новых городах в школах, больницах, государственных учреждениях выравнивание окон недопустимо.
Все люди непохожи друг на друга, всеми силами они пытаются отличаться один от другого. Человек, живущий в квартире, должен иметь возможность выглянуть из окна и в пределах досягаемости руки "соскоблить" кладку. Или, взяв в руки кисть с длинной ручкой и в пределах ее досягаемости покрасить стены своего дом снаружи яркими цветами, чтобы было видно с улицы: здесь живет человек, отличный от других, отличный от своих "стандартизированных" соседей. ("Window Dictatorship and Window Rights")
Сам дом достаточно пестрый - каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: они обозначены красным, синим, желтым и белым цветами, в то время как помещения общего пользования - серым цветом. Во внутренней отделке стен и полов квартир приметны природные мотивы. Кроме того, на все плоские части Вена. Дом Хундервассера здания была насыпана земля и высажены деревья и трава. Это, по выражению Мастера, "деревья-жильцы": растения возвращаются в город, помогают очищать воздух. И это их возвращение в город - некая компенсация за все то плохое, что человек сделал природе. А красота, регулирование климата, кислород, наконец - это непрерывная арендная плата, которую "платят" деревья.
Художник считал, что у природы нет прямых линий и углов, что прямая линия "безбожна", поэтому все выложенные плитками полы в доме неровные, чем-то напоминающие лесные дорожки и горные тропы. А неровно отштукатуренные и также неровно покрашенные стены похожи на занавески и даже напоминают морские волны. Все углы: подоконники, дверные косяки, оконные проемы - закруглены.
В соответствии с экологическими принципами, Хундертвассер использовал для строительства природные материалы. Все его объекты оформлены битой керамической плиткой.
"Это дом, который не соответствует никаким стереотипам и нормам. Это дом был задуман, спроектирован и оформлен художником как путешествие в неизведанную страну, где окна имеют свои права, где деревья на крыше, где природа и человек встречаются для создания первого свободного дома. Мастер мечтает о домах и прекрасной архитектуре. И мечта становится реальностью".
Хундертвассер хотел построить идеальный дом - оазис для людей и природы в городе. Он хотел, чтобы люди чувствовали себя в этом доме уютно и были там счастливы.